Фукоидан для здоровья и долголетия. Перспективы применения фукоидана в оздоровительной практике

М.М. Гинзбург, врач-диетолог, доктор медицинских наук

Практикующий врач-диетолог, эндокринолог, доктор медицинских наук.
Автор множества аналитических статей, монографий и научно-популярных книг. Является постоянным экспертом ряда рейтинговых программ ведущих российских телевизионных каналов.

Фукоидан был открыт в 1913 году — более ста лет назад. Но по-настоящему его оздоровительный потенциал мы начинаем постигать только сейчас. Причем, уверен, впереди нас ждет еще много удивительных открытий. Достаточно сказать, что в экспериментах фукоидан проявляет противоопухолевую и противовирусную активность, стимулирует иммунитет, улучшает состояние сосудистой стенки, препятствует возрастным изменениям кожи, улучшает работу печени, и... Впрочем, обо всем по порядку.

Что такое фукоидан?

По своему строению фукоидан очень близок к таким привычным для нас пищевым волокнам, как целлюлоза (клетчатка). Только если целлюлоза построена из соединенных в цепочку молекул глюкозы, то в основе фукоидана лежат цепочки другого сахара — фукозы. Правда, есть несколько отличий — молекула фукоидана имеет разветвленное строение. Иногда в качестве радикалов, к ней присоединены другие сахара (галактоза, ксилоза, глюкоза). Также в качестве радикалов могут выступать и сульфаты, чему придают очень большое значение.

Подобно целлюлозе, образующей стенки растительных клеток, фукоидан является строительным материалом клеток бурых водорослей — Морского винограда (Фукуса), Морской капусты (Ламинарии) и других. Содержание фукоидана в том же Фукусе (виды Фукус пузырчатый и Фукус узловатый) может достигать 10-15% от массы сырья. Масса молекулы фукоидана может варьировать от очень большой - порядка 700 000 ДА, до относительно небольшой - порядка 5 000 ДА. Для сравнения, вес молекулы более привычного нам полисахарида целлюлозы колеблется от 50 000 до 500 000 ДА.

«По исследованиям, проведенным в 2020 г. Центром коллективного пользования научным оборудованием «Арктика» при С(А)ФУ, в образцах представленных Архангельским водорослевым комбинатом содержится фукоидана от 15,3% (Фукус пузырчатый) до 16,2% (Фукус узловатый).»

В последние годы мы переживаем настоящий бум интереса ученых к фукоидану. Количество оригинальных научных исследований превосходит тысячу в год. И это неудивительно. Мы получаем все больше свидетельств, что фукоидан является мощным многоцелевым биологически активным веществом, способным влиять на разные аспекты обмена веществ, жизнедеятельности наших клеток, органов и организма в целом. И эти эффекты в основном положительные, применимые для оздоровления и лечения человека [1,2].

Вот лишь некоторые из них:

• Противоопухолевое действие;
  • Противовирусное действие;
  • Стимуляция иммунитета;
  • Улучшение состава липидов крови и профилактика атеросклероза;
  • Улучшение чувствительности тканей к инсулину и предупреждение синдрома инсулинрезистентности;
  • Противовоспалительное действие;
  • Антикоагулянтное действие;
  • Пребиотическое действие;
  • Гепатопротекторное действие.

И, по-видимому, многие другие, которые нам пока неизвестны.

Плюс фукоидан не токсичен, может употребляться как добавка к пище. Более того, он, в составе бурых водорослей, веками присутствовал в питании жителей побережий Белого и Баренцева морей, прибрежных территорий Японии, Кореи, Дальнего Востока.

Противовирусное действие фукоидана

Существует большое число исследований, демонстрирующих противовирусное действие фукоидана относительно вирусов гриппа, герпеса, лейкемии, и даже ВИЧ (вируса иммунодефицита человека). В эксперименте фукоидан блокировал развитие заболевания, предупреждал распространение вируса и гибель инфицированных лабораторных животных [3].

Полагают, что основные механизмы противовирусного действия фукоидана связаны с блокированием проникновения вируса в клетки путем изменения их поверхности и с блокированием ферментов, необходимых для размножения вируса. Так же имеются наблюдения, показывающие, что при применении добавки фукоидана у людей, иммунизированных против вируса гриппа, увеличивалось количество антител к вирусу [4].

Пребиотическое действие

Наряду с другими полисахаридами, фукоидан оказывает полезное действие на симбиотную кишечную микрофлору, в частности, на бифидо- и лактобактерии, необходимые нам для поддержания здоровья. Напомню, основная функция этих микроорганизмов -сдерживать размножение и рост патогенных и условно патогенных бактерий, сальмонелл, дизентерийной палочки, гемолитического стафилококка и некоторых других.

Согласно современным представлениям, условно патогенная микрофлора (некоторые штаммы кишечной палочки, гемолитический стафилококк, клостридии) производят токсины, которые всасываясь, способствуют развитию воспаления в жировой и соединительной ткани. Именно с этим хроническим вялотекущим воспалением связывают развитие синдрома инсулинрезистентности и связанных с ним возрастных болезней: сахарного диабета, атеросклероза и артериальной гипертонии.

Более того, поддерживая нормальный состав кишечной микрофлоры, фукоидан предупреждает развитие рака толстой и прямой кишки [5].

Антикоагулянтное действие фукоидана

Фукоидан обладает антикоагулянтным действием, а так же препятствует образованию тромбов в сосудах. Эти эффекты очень важны, потому что при многих заболеваниях наблюдается именно повышение тромбообразования, например, при варикозной болезни вен, при атеросклерозе и ишемической болезни сердца, при нарушениях сердечного ритма, при хронических воспалительных заболеваниях и так далее. Образование тромбов в сосудах может привести к инфаркту миокарда и к другим тяжелым осложнениям. И наоборот, повышение текучести крови улучшает микроциркуляцию и обмен веществ в целом, предупреждает осложнения сердечно-сосудистых заболеваний.

Фукоидан против синдрома инсулинрезистентности, дислипидемии и сахарного диабета

Подобно другим полисахаридам, пищевым волокнам типа целлюлозы, гемицеллюлозы и пектина, фукоиданы способствуют снижению уровня холестерина и липопротеидов низкой плотности в крови. При этом наблюдается повышение уровня липопротеидов высокой плотности, так называемого «хорошего» холестерина [6].

Фукоидан замедляет всасывание сахара в кишечнике, тем самым препятствует резкому повышению уровня сахара в крови. Это облегчает регуляцию выброса инсулина и повышает чувствительность тканей к действию этого гормона. Имеются данные, что фукоидан повышает чувствительность тканей к инсулину непосредственно через стимуляцию рецептора на поверхности клеток.

Противоопухолевый эффект фукоидана

В отличие от практически всех традиционных противоопухолевых лекарств, фукоидан не оказывает цитотоксического действия и не создает какой-либо токсической нагрузки на организм. И при этом существует целый ряд исследований, показывающих наличие у фукоидана выраженных противоопухолевых свойств, причем, как в моделях культур опухолевых клеток, в том числе и человеческих in vitro, так и выполненных in vivo. Это открывает большие перспективы для применения фукоидана в качестве средства адъювантной (вспомогательной) терапии опухолевых больных [7].

Так, в многочисленных исследованиях in vitro продемонстрировано торможение роста и гибель опухолевых клеток, в частности, клеток лейкемии, меланомы, рака молочной железы, желудка, легких, предстательной железы, печени и щитовидной железы. Интересны исследования, выполненные на животных и демонстрирующие снижение способности опухолевых клеток к инвазивному росту и метастазированию [8].

Существует и ряд весьма интересных исследований, выполненных непосредственно на онкологических больных, показывающих усиление противоопухолевого эффекта химиотерапии и увеличение продолжительности жизни пациентов при одновременном назначении им фукоидана в виде добавки [9].

Предположительно, механизмы противоопухолевого действия фукоидана связаны с активацией апоптоза (запрограммированной гибели) опухолевых клеток, с подавлением некоторых сигнальных путей внутри раковых клеток, которые, будучи активными, побуждают эти клетки безудержно делиться. Так же противоопухолевый эффект может быть связан с иммуномодулирующим действием, подавлением образования сосудов и уменьшением тем самым кровоснабжения опухолевого узла.

Интересно, что фукоидан демонстрирует целый ряд дополнительных эффектов, также весьма существенных для комплексного лечения онкологических больных. Так, согласно ряду исследований, фукоидан существенно улучшает качество жизни больных с различными злокачественными опухолями и снижает побочные реакции химиотерапии [10].

Необходимо подчеркнуть, что антиангиогенный, антиметастатический, антипролиферативный, противовоспалительный и другие эффекты, лежащие в основе противоопухолевого действия фукоидана, не являются уникальными для этого полисахарида. Подобным действием обладает целый ряд биоактивных веществ, в частности, куркумин, содержащийся в куркуме (подавление сигнального пути, стимулирующего размножение опухолевых клеток, и помогающего ускользать от апоптоза), апигенин, содержащийся в петрушке (противовоспалительное действие), галловые кислоты, содержащиеся в зеленом чае (подавление роста сосудов и кровоснабжения опухоли), и многие другие. По сути, мы имеем дело с новым классом противоопухолевых средств, задействующих не цитотоксические, а регуляторные и метаболические механизмы действия. Изучение их эффектов приближает нас к лучшему пониманию природы злокачественного роста и созданию лекарственных препаратов, лишенных столь тяжелых побочных эффектов, свойственных классическим цитостатикам.

Таким образом, уже сейчас у нас имеется достаточно данных, которые позволяют заключить, что фукоидан обладает широким спектром оздоровительных и лечебных эффектов. Это делает обоснованным употребление продуктов, богатых фукоиданом, в повседневном питании человека.

Употребление в пищу бурых водорослей, источников фукоидана, особенно целесообразно в плане первичной и вторичной профилактики злокачественного роста, предупреждения метастазирования опухолей, улучшения эффективности и переносимости традиционных видов противоопухолевого лечения, снижения проявлений раковой кахексии и повышения качества жизни онкологических больных.

Употребление в пищу бурых водорослей показано для включения в диету людей, имеющих избыточный вес и ожирение, склонных к развитию синдрома инсулинрезистентности и возрастных заболеваний, в частности, дислипидемии, атеросклероза, ишемической болезни сердца, сахарного диабета, а так же людей, имеющих эти заболевания, с целью их более эффективного контроля и предупреждения осложнений.

Наконец, употребление водорослей так же может помочь в повышении иммунитета и непосредственной сопротивляемости вирусам, вызывающим простудные респираторные заболевания. И совсем не исключено, что фукоидан будет проявлять противовирусную активность в отношении короновирусной инфекции, пандемию которой мы в настоящее время переживаем.

Литература

1. Анастюк С.Д., Беседнова Н.Н., Богданович Л.Н.,и др. Фукоиданы - сульфатированные полисахариды бурых водорослей. Структура и биологические свойства. Владивосток 2014 г., 308 с.
  2. Yu Wang, Maochen Xing, Qi Cao, et al Biological Activities of Fucoidan and the Factors Mediating Its Therapeutic Effects: A Review of Recent Studies. Mar Drugs. 2019 Mar; 17(3): 183.
  3. Natsumi Araya et al. Fucoidan therapy decreases the proviral load in patients with human T-lymphotropic virus type-1-associated neurological disease. Antivir Ther. 2011;16(1):89-98.
  4. Hirokuni Negishi, et al. Supplementation of Elderly Japanese Men and Women with Fucoidan from Seaweed Increases Immune Responses to Seasonal Influenza Vaccination1,2. J Nutr. 2013 Nov; 143(11): 1794–1798.
  5. Wheeler, M.D. Production of superoxide and TNF alpha from alveolar macrophages is blunted by glycine / M.D. Wheeler, R.G. Thurman // Am. J. Physiol. - 1999. - Vol. 277. - N1. - P. - 952-959.
  6. Li D.Y., Xu Z., Huang L.M. et al. Effect of fucoidan of Laminaria japonica on rats with hyperlipidemia // Food. Sci. 2001. Vol. 22. P. 92-95.
  7. Hsu HY, Hwang PA. Clinical applications of fucoidan in translational medicine for adjuvant cancer therapy. Hsu and Hwang Clin Trans Med (2019) 8:15.
  8. Алексеенко Т.В., Жанаева С.Я., Венедиктова А.А. и др. Противоопухолевая и антиметастатическая активность сульфатированного полисахарида фукоидана, выделенного из бурой водоросли Охотского моря Fucus evanescens // Бюл. эксперим. биол. и мед. 2007. Т. 143, № 6. С. 675–677.
  9. Tsai HL, Tai CJ, Huang CW, Chang FR, Jaw-Yuan Wang JY Efcacy of low-molecular-weight fucoidan as a supplemental therapy in metastatic colorectal cancer patients: a double-blind randomized controlled trial. Mar Drugs (2017) 15:122. Hsu HY, Hwang PA. Clinical applications of fucoidan in translational medicine for adjuvant cancer therapy. Hsu and Hwang Clin Trans Med (2019) 8:15.